Kamed-stroyka.ru

Посаженные родители

2rings.ru свадьба вашей мечты

Реклама

Жениться родительскими кольцами – повторить их судьбу.

Реклама

Посаженные родители – кто они и зачем?


В некоторых церквях, перед совершением таинства венчания будущих молодоженов информируют о том, что им необходимы будут так называемые «посаженные родители». Молодожены недоумевают – зачем? И спрашивают друг у друга на интернет-форумах и в блогах: а у вас были? А зачем? А кто это такие? Постараемся ответить на эти вопросы.

Откуда изначально взялась традиция посаженных родителей – ответить непросто, фактически нам остались только предания и логические рассуждения. В некоторых регионах посаженные родители выполняли защитную функцию. В случае, если села будущей семьи находились на порядочном расстоянии друг от друга, то приехавшая в деревню будущего мужа невеста должна была остановиться у своих посаженных родителей – которые несли ответственность за сохранность ее чести и вообще отвечали за безопасность. Однако чаще всего молодые находили друг друга в одном селе и тогда посаженные родители принимали на себя ответственность несколько иного плана: присутствая на венчании в качестве родителей, они несли ответственность за сохранение брака, за успешность этого брака и за счастье молодых. Иногда посаженных родителей по «функциям» сравнивают с крёстными родителями.

Посаженные родители присутствуют на венчании в храме, в то время как родители молодых готовятся дома к приему гостей. Иногда, когда родных родителей нет, посаженные родители выполняют и функции настоящих родителей на свадьбе.

Быть посаженным родителем – большая честь. Поэтому выбирали из тех, кто достоин этой чести: обязательно людей, успешных в браке, которые могут передать свою мудрость молодым и придти на помощь затем, на протяжении всего брака. Посаженные родители должны быть незапятнанны ни пристрастием к алкоголю, ни пристрастием к растратам, быть крепкими хозяевами, иметь хороший достойный двор. Должны быть они и финансово состоятельны – пусть им предстоит в финансовом эквиваленте подарить меньше, чем родным родителям, но все равно их взнос весьма и весьма значителен.

Кроме этого, именно в ответственности посаженных родителей был хлеб да соль и образ, которыми благословляют молодых. Если за хлеб-соль отвечала посаженная мать, то за образ – уже посаженный отец.

В посаженные родители не зовут кого угодно, не стоит звать всех подряд, лишь бы были. Выбирайте из своего окружениях тех, кому вы сможете доверять и к которым можно будет затем обратиться за помощью. Если люди достойны такой чести, они согласятся, если нет – то вы получите отказ.

В настоящий момент в церквях не так строго обстоит дело с посаженными родителями, как раньше, поэтому если вы не подобрали подходящей кандидатуры, то не отчаивайтесь. Ведь наверняка, остальные свадебные чины на вашей свадьбе также будут отсутствовать. Например, ранее обязательные для венчания подженишник и подневестница, теперь не то, что не требуются, а и не вспоминаются. Поэтому, если у вас не вышло с посаженными родителями – то етсь не удалось подобрать действительно достойных людей – расслабьтесь и получайте удовольствие от происходящего.

Интересно, что для пущего почета, кроме посаженных родителей могли пригласить еще и прибеседных родителей – также очень уважаемых людей, которые сидели за богатым свадебным столом.

Таинство венчания

Многие пары хотят, чтобы их союз скрепило таинство венчания. Но, чтобы венчание запомнилось на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации с соблюдением всех правил этикета. В первую очередь, требуется согласовать место и время совершения таинства.

Необходимо знать, что венчание не совершается:

– В течение всех четырех многодневных постов (Великий, Петров, Успенский, Рождественский)

– Во время Сырной седмицы (масленицы)

– На Светлой (Пасхальной) Седмице

– От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января)

– Накануне двунадесятых праздников
– По вторникам, четвергам и субботам в течение всего года

– 10, 11, 26 и 17 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня)

– Накануне престольных храмовых дней (в каждом храме — свои). При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Во многих храмах существует предварительная запись, при которой указывается не только день, но и время венчания. Сделать запись может любой родственник.

Перед венчанием жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься, соблюдая перед этим пост в течение, как минимум, трех дней. Это необходимо для того, чтобы приступить к Таинству венчания с чистой совестью перед Богом.

Невесте следует иметь в виду, что у нее могут быть препятствия к участию в Таинстве венчания, поэтому она должна заранее рассчитать свой женский календарь и выбрать такой день для венчания, чтобы этих препятствий не было.

Православная Церковь вносит некоторые требования к внешнему виду невесты:

– макияж должен быть минимальный, практически незаметный, маникюр неброский, духи несильные (будет лучше вообще обойтись без всего этого)

– помада на губах недопустима, поскольку предстоит прикладываться к иконам

– головной убор невесте (фата, косынка) обязателен

– женский брючный костюм недопустим

– плечи, спина и грудь должны быть закрыты. Если платье слишком откровенное, позаботьтесь о накидке

– в православном храме нельзя креститься рукой в перчатке.

Участниками церковного бракосочетания, помимо жениха с невестой, выступают шаферы (свидетели) и посаженные родители, которые заменяют на свадьбе жениху и невесте их родителей. Посаженный отец должен быть из числа женатых мужчин, а посаженная мать – замужней женщиной. Оба они благословляют нареченного сына или дочь перед отправлением в церковь. Посаженные родители могут присутствовать во время совершения обряда венчания в церкви, но в конце обряда они должны поспешить в дом, где будет праздноваться свадьба. Там посаженные отец с матерью должны успеть встретить молодых с образами и с хлебом-солью.

Обязанность посаженной матери — обеспечить хлеб и соль (солонку) для свадебного ритуала. Обязанность посаженного отца — доставить иконы Спасителя и Божьей Матери, которыми благословляют молодых. Обязанность шаферов — подготовить все необходимые для венчания принадлежности: обручальные кольца, венчальные свечи, а также кусок белого полотна или полотенце, которое кладется под ноги венчающихся. Во время венчания шаферы держат венцы над головами новобрачных. Лучше, если в роли шаферов будут выступать двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые.

В день свадьбы молодоженам надо прийти в храм к началу Божественной Литургии в одежде, соответствующей нормам церковного приличия. Накануне, с 12 часов ночи, нельзя ничего есть, пить и курить. В последнюю ночь перед венчанием следует воздержаться от брачных отношений. В храме жених и невеста исповедуются, молятся и причащаются Святых Тайн. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания.

Родители жениха и невесты на церемонии венчания не должны присутствовать. Присутствие остальных родственников и друзей молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания. Обручальные кольца шафер должен заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.

Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения таинства.

У обоих супругов обязательно должны быть нательные крестики. Головы всех женщин в церкви обязательно должны быть покрыты платками. Все участники церковной свадебной церемонии должны быть крещеными.

Церковное бракосочетание — процедура длительная (45—60 минут). Таинство Брака состоит из двух частей — обручения и венчания. Во время обручения священник благословляет молодых и вручает им зажженные свечи, которые знаменуют пламенную и чистую любовь, которую они отныне должны питать друг к другу.

Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую с ними благодать Божью. На каждое благословение сначала жених, потом невеста должны трижды осенить себя крестным знамением. Затем священник надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды — в образ Святой Троицы — переменяет их. Первым обручить новобрачных кольцами должен священник, а не работник ЗАГСа.

В завершение таинства супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.

Таинство венчания проводится только лишь при наличии гражданского свидетельства о браке. Нельзя венчаться в православной церкви не крещенным в православии. Нельзя венчаться дважды, исключением является только смерть первого супруга. Нельзя венчаться, если человек уже много раз состоял в браке. Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой). Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан. Разрешение на церковный брак между крестным родителем и крестником, а также между двумя восприемниками одного ребенка должно быть получено у правящего архиерея.

После церемонии можно сделать пожертвование церкви в размере на ваше усмотрение.

Традиции русской народной свадьбы (2 стр.)

Обычно дружке платили деньгами и хлебом.

Друг жениха , поддружье, дружко младший, боярин – магический заместитель жениха, а также помощник главного свадебного распорядителя. Он всегда находился неподалёку от новобрачного. Поддружье имел право участвовать в торге на выкупе вместо жениха (что особенно ярко проявлялось в западнорусских областях). В западнорусских регионах его отличительным знаком был венок из восковых цветов с красными лентами, приколотый к левой груди, в других землях – перевязанный через плечо рушник (прообраз современной ленты с надписью “свидетель”).

Друзья жениха , бояре, женихи – неженатые приятели новобрачного. Они могли украшать себя красными деталями одежды (все как один были в красных рубахах вместе с остальными поезжанами, либо просто дополняли костюмы красными лентами). В некоторых областях России частью костюмов друзей жениха были топорцы (декоративно-ритуальные топорики, состоявшие из основы и бартки в виде секиры).

Подруга невесты , боярка большая – была главной помощницей и магическим заместителем невесты. Эта девушка всюду сопровождала новобрачную во время предсвадебной недели и на самом торжестве держалась рядом. Обычно её просили расплести косу невесте перед свадьбой. В её обязанности часто входило проведение торга на выкупе. Отличительным знаком боярки большой был венок из восковых цветов с красными лентами, приколотый к левой груди (в западнорусских регионах).

На русской свадьбе, кроме главной подруги, были и другие подружки невесты ( боярки ), которые должны были помогать исполнять её роль. До обряда сочетания невесту прятали среди её подруг, чтобы обмануть нечистую силу, поэтому цвет нарядов подружек часто был таким же, как у неё самой (белым, как правило).

Свашки , свахи – в старину тётки и крёстные матери обоих новобрачных, реже – дочери крёстных, замужние сёстры новобрачных. Свашки со стороны невесты всегда были при ней, поддерживали её за руку, сидели рядом за столом.

Посаженные родители обязательно присутствовали на свадьбе, если настоящие уже умерли или не могли посетить торжество, и выполняли все их функции. Даже если с родными отцом и матерью было всё в порядке, на некоторые домашние обряды (первую часть “княжьего” стола и венчание, присутствовать на котором родителям запрещалось) всё равно приглашали посаженных родителей. Часто на эту роль звали крёстных.

Посаженная чета – это ритуальная пара, магический заместитель новобрачных. На эту должность обычно назначали настоящую супружескую пару. Часто “по совместительству” эту роль выполняли:

тысяцкий и его жена,

либо дружко и его жена,

либо посаженные родители.

В обязанности посаженной четы входило “показывать дорожку” (первыми целоваться при возгласе “горько”), выполнять некоторые обряды перед и после брачной ночи (этому будет посвящён отдельный раздел), устраивать послесвадебную баню для новобрачных. Так же, как жених и невеста, они воздерживались от пищи на свадьбе, и для них устраивалась их собственная “брачная ночь”. Как двойники новобрачных, они должны были запутать злые силы, а также по принципу подобия зародить у новобрачных такие же благополучные супружеские отношения, что и у посаженной четы. Ритуальные муж и жена не проводили весь свадебный день рука об руку.

Этот свадебный чин известен с XII века и до наших дней.

Сторож – часто это была женщина, которая сидела возле невесты в начале выкупа, а далее разметала дорогу молодым наряженным веником или метлой (листовой, а не голой).

Глядельщики , зрители – лица, которые не были приглашены на свадьбу, но приходили “поглядеть”. По неписаному закону, они никогда не присоединялись к песням, пляскам, не переступали порог, а наблюдали, стоя за дверьми, глядя в окна. В прошлом такие зрители обязательно должны были присутствовать на свадьбе – таким образом достигалась “всенародность” и санкционированность обществом брачного торжества.

Музыканты, певцы, певцехорки – приглашённые за вознаграждение исполнители. Обычно не должны были являться родственниками новобрачных. В старину они пели, стоя рядом с порогом (т. е. на пограничье, не входя в пространство свадьбы), а вознаграждение получали небольшое – немного денег и еду.

Глава 2. От сватовства до помолвки

Как в старину договаривались о будущем бракосочетании жениха и невесты и породнении двух родов? С помощью досвадебных обычаев, главные из которых мы сейчас рассмотрим.

Предложение руки и сердца

Известна берестяная грамота XIII века: “От Микиты к Анне. Пойди за меня – я тебя хочу [в жёны], а ты меня [в мужья]; а на то свидетель Игнат Моисеев”. Значит, ещё 800 лет назад было допустимо сделать предложение девушке напрямую, в простой письменной форме, заручившись лишь поддержкой свидетеля, не обставляя это действо никакими обрядами.

Спрашивать согласие на брак у самой девушки, а не у родителей, могло быть частым делом и у древних славян. По сведениям “Повести временных лет” и другим летописям, парень нередко делал предложение девушке на народном празднике, во время массовых молодёжных игр и гуляний. В чём заключался обряд, летописи подробно не рассказывают.

Однако самым распространённым вариантом на Руси было сватовство, которое инициировали родители.

Из новгородских берестяных грамот следует, что родители часто вели переговоры и принимали решение о свадьбе, не прибегая к обрядам. Однако потом всё равно играли сватовство. Зачем это было нужно? Так приносили дань уважения не только родителям невесты, но и уже ушедшим предкам, которые незримо приглядывали за жизнью потомков и могли либо помогать живущим, либо расстраивать их планы. Отец и мать невесты, озвучивая решение о переходе дочери в другую семью, говорили от лица всего рода, надеясь на покровительство умерших предков. Уважение к ним выказывали и сваты: входя в дом, грели руки у печи – ведь именно очаг связан с духами предков. Когда смысл этого обряда стал забываться, свахи не утратили этот обычай, но придумали ему другое объяснение: якобы, от этого “дело выгорит”, и сватовство будет удачным.

“У вас товар, а у нас купец”

Проведение обряда сватовства было принято поручать старшему, уважаемому родственнику. Его называли сватом. Обычно это был дядя жениха (который нередко потом становился “тысяцким”), реже назначали родственницу.

Этот человек и вёл переговоры. Он брал с собой 1–2 сватов. Все они должны были быть хорошими, счастливыми семьянинами. Никогда на должность сватов не выбирали бездетных и вдовых.

Культура

Родственные связи, или Кто кому и кем приходится

В сказках счастливой свадьбой все заканчивается, а в жизни с нее все только начинается! Сразу после регистрации брака в комплекте со своим избранником вы получаете полный набор новых родственников. С этого дня у вас две семьи, слившиеся в одну и вступившие в сложные родственные отношения. Когда-то даже не возникало вопроса, кто кому и кем доводится, но сегодня, увы, многое забылось и мы даже в самых близких родственниках не можем разобраться. Вернемся на пару веков назад, когда семьи были большими, царил патриархальный уклад, и даже самое дальнее родство было в почете.

Кровные родственники

С кровными родственниками все более или менее понятно: мать, отец, брат, сестра, дяди и тети, племянники, бабушки и дедушки. Это если не углубляться. А если попробовать разобраться, то можно подумать, что в роду все люди – братья!

  • Братанич – племянник по брату
  • Братаниха – жена двоюродного брата
  • Братанна – дочь брата, племянница по брату
  • Брательница – родственница двоюродная или дальняя
  • Братова – жена брата
  • Братыч – сын брата, племянник по брату
  • Братан, брательник –двоюродный брат

С сестрами примерно то же самое:

  • Сестренка, сестрина, сестричка – двоюродная сестра
  • Сестренница – двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца
  • Сестрич, сестренич, сестричищ (древ. рус.) – сын сестры матери (племянник по сестре)

А вы знаете, как называть братьев или сестер ваших дедушек или бабушек? Великая тетка – сестра деда или бабки (двоюродная бабка) и Великий дядя – брат деда или бабки. И это не все – есть еще двоюродные, троюродные и целый ряд пра-пра-пра… .

Запутаться можно даже среди внуков! Судите сами: внук и внучка это не только сын и дочь сына или дочери, но и дети племянников. Во внучатых и внучатных родственниках и вовсе можно запутаться:

  • Внучатые братья и сестры — троюродные братья и сестры
  • Внучатый племянник (племянница) — внук (внучка) брата или сестры
  • Внучатый двоюродный племянник (племянница) — внук (внучка) двоюродного брата или сестры.

Далее следуют внучатые троюродные родственники и т.д. Это только кровная родня!

Свойственники

Вернемся к свадьбе, после которой количество родственников вырастает минимум в два раза – это свойственники.

За кого замуж не выходи, а свекровь и свекор (родители мужа) тебе обеспечены, впрочем, как и тесть с тещей вашему избраннику! Но и они, в свою очередь, приобретают и вас в качестве родственника.

Разберемся по порядку:

  • Свекор и свекровь – родители мужа для молодой жены
  • Тесть и теща – родители жены для мужа
  • Сват, сватья – родители мужа и жены по отношению друг к другу
  • Зять – муж дочери
  • Невестка (она же сноха для свекора) – жена сына
  • Деверь – брат мужа, ятровка или сношеница – жена деверя
  • Золовка – сестра мужа
  • Свояченица – сестра жены
  • Свояк – муж сестры жены, свояки – мужчины, чьи жены сестры между собой
  • Шурин – брат жены, шурич – сын шурина

Кто здесь: шурины, золовки, девери, невестки, свояки?

Кстати, если кроме родственных связей упомянуть и о родственных отношениях, то чаще всего свекор любезнее свекрови по отношению к невестке (снохе). С тестем и тещей может быть по всякому – если тесть зятю всегда товарищ, то тещи бывают разные – и в виде “старой пилы” и в виде лучшего друга.

Свекрови бывают даже у “звезд” и у принцесс!

Близкие, но не родные

Оказываются, бывают родные родственники и близкие, но не родные. Не очень понятно? Сейчас разберемся!

Если у мужа или жены есть дети от предыдущих браков, они считаются сводными братьями и сестрами. При этом муж матери – отчим, а жена отца – мачеха. Не родной сын – пасынок, не родная дочь – падчерица. Вот и выходит, что вроде бы и близкие родственники, да не родные.

Близкими, но не родными считаются так же:

  • Названная дочь, названный сын – усыновленные дети
  • Названная мать, названный отец – усыновители

Если молодые венчались, то у них появляются еще посаженные родители – посаженная мать и посаженный отец, заменяющие родителей на обряде венчания.

При крещении ребенка к числу близких, но не родных прибавляются:

  • Кум и кума – крестные отец и мать по отношению к родителям крестника и друг к другу
  • Крестная мать – духовная мать
  • Крестный отец – духовный отец
  • Крестник – крестный сын
  • Крестница – крестная дочь
  • Крестный брат (сестра) – сын (дочь) крестного отца

Существовал обычай обмена нательными крестами и люди, совершившие такой обряди троекратно поцеловавшись, так же становились близкими:

  • Брат крестовый, брат по кресту
  • Крестовая сестра, побратимка

Бывало и так, что приходилось искать кормилицу для ребенка, когда родная мать не могла кормить. Кормилица становилась молочной матерью, а ее дети и вскормленный ею ребенок становились молочными братьями и сестрами.

Столько родственников вокруг…

Попробуйте-ка разобраться – кто кому и кем доводится!

Кровные, свойственники или близкие – кто роднее?

Читать еще:  Что можно посадить в конце мая
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector